Вагон-палатка №2 на службе контроля за весами и мерами

Вагон-палатка №2 на службе контроля за весами и мерами фото

В 1903 году, анализируя работу метрологической службы, Д.И. Менделеев писал в отчете министру финансов о необходимости введения в строй передвижных поверочных палаток, по сути представляющих собой специально оборудованные железнодорожные вагоны. Таким нестандартным способом предлагалось осуществлять поверку мер и весов в удаленных областях. Помимо этого, функционирование всего 12 вагонов-палаток, по мнению ученого, существенно сократило бы расходы на содержание стационарных поверочных учреждений, количество которых соответственно могло бы стать вдвое меньше планируемого ранее.

Однако, при жизни Дмитрия Ивановича был запущен в действие всего один вагон. 5 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие уникальной передвижной поверочной лаборатории. На церемонии присутствовал сам автор идеи Дмитрий Иванович Менделеев. Новой передвижной палатке был присвоен порядковый номер 2. Таким образом, вагон-палатка стала заменой стационарному учреждению, функционировавшему в Санкт-Петербурге с 1900 по 1904 годы.

Железнодорожный вагон был построен по особому заказу рабочими Сормовского завода. Его сооружение без учета оборудования обошлось казне в 15000 рублей. Длина вагона составляла 18 метров, внутри он был поделен на два особых помещения для осуществления поверок, небольшую кухню, а также три купе, в которых могли проживать 10 человек (4 сторожа для охраны ценного оборудования и 6 поверителей). Как и стационарные палатки уникальный поверочный вагон был оснащен набором образцовых мер и весов.

В 1905 году передвижная лаборатория совершила свое первое путешествие по районам, подконтрольным Рижской, Московской и Петербургской палаткам. За этот период было поверено свыше 43000 торговых весов и мер, что принесло казне более 10000 рублей. Однако, из-за массовых забастовок в конце года поверители были вынуждены приостановить свою работу. С 1906 года специалисты вагона-палатки осуществляли поверку торгового оборудования в районах, где на тот момент не были открыты стационарные метрологические учреждения.

В декабре 1906 года в Туркестанский край для изучения солнечного затмения была организована научная экспедиция. Наблюдение редкого астрономического явления было решено совместить с проверками торговых весов и мер. В состав экспедиции вошли сотрудники Главной палаты мер и весов Ф.И. Блумбах, Б.В. Станкевич, М.Н. Младенцев, а также фотограф С.М. Прокудин-Горский и сын Д.И. Менделеева Василий, талантливый инженер-конструктор, автор проекта первого российского танка.

Увы, с погодой экспедиции не повезло. Из-за сильной облачности солнечное затмение увидеть не удалось. Зато ревизия торгового оборудования шла полным ходом. В результате проведенной проверки оказалось, что торговое оборудование края находится в плачевном состоянии. 20 января 1907 года, во время Туркестанского путешествия в Санкт-Петербурге скончался Д.И. Менделеев, о чем было незамедлительно телеграфировано членам экспедиции. Было принято решение возвратиться в Петербург. Однако, в силу расстояния вагон прибыл в город уже после похорон ученого.

Интересно, что и спустя столетие передвижные метрологические учреждения не потеряли свою актуальность. И в наши дни сотрудники специальных вагонов-лабораторий продолжают осуществлять контроль за качеством оборудования, производя калибровку, поверку и ремонт различных средств измерений.



767
8 июня 2016