Старинные русские безмены. Часть 2

Старинные русские безмены. Часть 2 фото
Старинные русские безмены. Часть 2 фото #2Старинные русские безмены. Часть 2 фото #3Старинные русские безмены. Часть 2 фото #4

Читать сначала

В 1799 году была опубликована брошюра Я.И. Басина «Национальные изображения промышленников, снятые с натуры в Санкт-Петербурге». Издание содержало ряд зарисовок типичных представителей уличной торговли. На одной из них автор изобразил продавца икры. К рисунку полагалось детальное описание: «Разносчики сии носят свежепросольную икру в маленьких круглых бурачках, которые искусно делают из бересты с покрышкою. Продают икру целыми бурачками, а более на вес, для чего разносчик имеет всегда на плече безмен, а за плечами кулек с таковыми бурачками, наполненными икрою» (Орфография источника частично изменена. — Прим. автора). На плече торговца красовался безмен с шаровидным противовесом и довольно крупным телом, сужающимся к крюку. Подобные рисунки имеют ценное значение в вопросах датирования русских безменов, поскольку дают наглядное представление о том, как выглядели весоизмерительные приборы в то или иное время.

А датировать русский безмен с точностью до года или даже до десятилетия весьма сложная задача, порой просто невыполнимая. К большому сожалению исследователей, на безменах редко можно найти обозначение времени или места производства. В большинстве случаев о примерном времени изготовления можно судить лишь по форме изделия. Так, производство изящных метало-деревянных русских безменов было прекращено в последней трети XIX века. До середины того же столетия тела полностью металлических безменов были преимущественно кованные, а более поздние изделия выполнены с использованием ровных заводских прутов. Колоритные деревянные безмены, выточенные из комеля дерева и снабженные кожаными ремнями и подвесами на шпагате, предположительно изготавливали в XVIII – начале XIX веках. Такие безмены отличались меньшей точностью, однако, вполне годились для использования в крестьянском быту, причем данный вариант позволял сэкономить владельцу кругленькую сумму. Формы противовесов также отличаются. К примеру, многогранные гири, а также противовесы в форме шара и эллипсоида (юлы) характерны для безменов XVIII - XIX веков. На рубеже XIX - XX столетий в изготовлении безменов использовали различные технические детали, а после Первой мировой войны стали повсеместно появляться безмены - «лимонки» с противовесами из корпусов осколочных гранат.

Из истории нам известно, что в России безмены испокон веков составляли неотъемлемую часть кустарного производства. Их выделкой занимались кузнецы по всей стране. Многие мастера были известны далеко за пределами своих губерний, а их продукция пользовалась большим спросом. К числу таких умельцев без сомнения можно отнести мастеров из Калуги. Калужские безмены ценили не только за их точность, но и за удивительной красоты отделку. Стремясь выделить свои изделия среди конкурентов местные кузнецы украшали коромысла безменов резными кольцами, а гири маркировали изображениями причудливых животных или надписями, свидетельствующими о времени и месте изготовления весов. Интересно, что, когда В. В. Путин впервые посетил Калугу в качестве президента, ему вручили один из таких безменов – не только как символ края, но и как символ равновесия и стабильности.

Нетрудно заметить, что по своей форме русский безмен напоминает булаву. На гирях некоторых безменов иногда встречаются вмятины и пробоины. Видимо, по этой причине отдельные находки противовесов иногда причисляют к деталям старинных видов оружия. Хотя и нельзя отрицать, что безмены действительно весьма широко использовались в качестве оружия. Ими можно было не только взвесить товар, но и, при необходимости, дать отпор злоумышленникам. Это широко освещено и в художественной литературе. К примеру, в романе В. Пикуля «Слово и дело», повествующем о событиях времен царствования Анны Иоанновны (1730 - 1740 гг.), сызранские купцы проучили безменами Ваньку Каина. Правила обращения с безменом в качестве оружия описаны в книге А.В. Суворова «Наука побеждать» (1795 г.).

К простым безменам в российских глубинках издавна сложилось особое отношение. Их показаниям доверяли безоговорочно, их берегли как большую ценность, передавая по наследству. Этот факт нашел отражение в русских пословицах («Безмен не попова душа, не обманет») и загадках («Кто ни крещён, ни рождён, а правдой живёт», «Сам худ, а голова с пуд», «Железная душа, не берет барыша»). В книге М.М. Громыко «Мир русской деревни» описан колоритный сельский обычай. Некогда в деревне Братское (Тверская область) под Рождество, когда темнело, двое жителей наряжались, один брал в руки палку, другой — безмен, и начинали обходить дома односельчан. У женщин спрашивали пряжу, сколько те успели напрясть за Филиппов пост. Присутствующие несли клубки, а ряженый с безменом их взвешивал. Тех, кто мало напрял, наказывали щекоткой. У мужиков требовали лапти и тоже щекотали, если было мало. Так обходили всю деревню. И если в Тверской области обходились щекоткой, то в Рязанской деревне бездельники могли и плетью получить.

В ХХI веке русский рычажный безмен окончательно утратил свое значение. Увы, когда-то незаменимые в быту весы стали непонятны и бесполезны новому поколению. Большая их часть оказалась на пунктах металлоприема, и лишь немногие образцы стали частью музейных и частных коллекций.



6237
23 августа 2016