Меры веса в текстах древних цивилизаций

Меры веса в текстах древних цивилизаций фото

До наших дней сохранилось немалое количество ценных письменных источников, из которых можно многое узнать о древних цивилизациях, в том числе об истории развития и применения весовых стандартов. К примеру, часть древних документов Ближнего Востока посвящена обработке металлов, довольно редкого материала для Месопотамии, а потому требовавшего строгого контроля, как правило, выражавшегося в учете его массы. Подтверждение тому мы находим, к примеру, в клинописных табличках Эблы (2400 — 2300 гг. до н.э.) или документах империи Ура III (2112 – 2004 гг. до н.э.).

Богатым источником, описывающим различные весовые стандарты, являются тексты древнего города Мари (XIX – XVIII вв. до н.э.), которые легли в основу исследования научного сотрудника Университета Лилль Д. Лакамбра (Denise Lacambre. Weighing artefacts in the ancient Near East: for a dialogue between epigraphy and archeology). Значительную часть царского архива, доступного для исследования, составили тексты, датированные 1775 – 1762 гг. до н.э.. Этот период соотносится с правлением Зимри-Лима, последнего царя Мари, после чего город был захвачен и разрушен легендарным Вавилонским царем Хаммурапи. Наряду с письмами архив Зимри-Лима содержит ряд административных документов, в которых зафиксирован вес металлов и предметов из сплавов, как драгоценных, так и нет, в частности бронзового оружия и инструментов. К примеру, один из документов, датированный 1767 годом до н.э., посвящен описи дворцового имущества. Согласно списку в собственности царя находилось 3 таланта, 31 мина и 10 шекелей бронзы (около 105,6 кг), 205 копьев весом по 2/3 мины каждое (около 330 грамм), а также ряд других орудий и инструментов, вес которых уточнен не был. Для взвешивания царского имущества требовались весы и гири. В 1979 году при раскопках Мари археологи обнаружили ряд древних разновесов, базирующихся на значении шекеля Южной Месопотамии (около 8,42 грамма). Причем взвешивание древних гирек на современных весах показало отклонение от стандарта не более чем на 1-2%.

Древние тексты с указанием веса различных предметов существенно помогают археологам в идентификации находок. К примеру, благодаря Марийской клинописной табличке исследователь Дж. Р. Куппер (J. R. Kupper) смог причислить один из найденных предметов к наконечнику большого копья («nazînum»). Вес артефакта составил 83,45 грамма, что практически в точности соответствовало древним записям, согласно которым данная часть оружия весила 10 шекелей (83,3 грамма). Взвешивание другого предмета меньшей массы (около 50 грамм) позволило соотнести его с описанием наконечника копья иного типа («zamrâtum»), вес которого согласно древним текстам составлял 6 шекелей. Кроме того, древние клинописные источники с указанием веса различных предметов могут оказаться полезны и в случае реконструкции находок и даже целых исторических событий. К примеру, учет веса древних видов оружия в свое время позволил воссоздать внешний облик древнегреческих солдат.

Любопытно, что порой только знание веса древних предметов и позволяет верно определить ту или иную археологическую находку. Ведь авторы древних документов так мало внимания уделяли внешнему описанию различных инструментов и орудий. Впрочем, это нашло отражение и в литературных текстах. К примеру в знаменитом Эпосе о Гильгамеше, вооружение героев, изготовленное для борьбы с гигантским чудовищем Хумбабой, описывается следующим образом. Были отлиты топоры по три таланта каждый (90 кг), лезвия кинжалов весили по два таланта (60 кг), еще по половине таланта (15 кг) весили их рукояти и столько же весили их золотые заклепки. При этом автор не предоставляет описание ни формы, ни размеров, ни возможных украшений фантастического оружия.

К большому сожалению, находки археологов и исследования эпиграфистов редко пересекаются в научных работах. Однако, если бы им удалось наладить более тесный обмен информацией, то это, очевидно, могло поспособствовать более уверенному и точному определению археологических находок и, как следствие, более глубокому пониманию событий ушедших тысячелетий.



381
23 декабря 2016